Выдвигающееся меню

Наставничество широко распространено в любой сфере человеческой жизнедеятельности, его без преувеличения можно назвать одной из самых распространенных социальных практик. Его значение и роль очевидны: как вид деятельности и одновременно социальный институт наставничество призвано поддержать начинающего специалиста.

Вводя начинающего педагога в мир профессии, знакомя с деталями практической деятельности, оказывая личностную поддержку в сложных педагогических ситуациях, наставник создает для своего подопечного особую поддерживающую среду. Благодаря этой среде начинающий педагог включается в работу, получает первые положительные результаты, учится справляться с трудностями, вырабатывает эмоционально-положительное отношение к профессии и релевантную мотивацию, формирует видение перспектив. Через наставника у педагога складывается образ себя и своего пути в профессии.

Один из главных вопросов для наставника: что означает «наставлять» и как это делать правильно, эффективно? Другими словами, каково содержание наставничества и технологии его реализации?

Молодой специалист, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. И тут ему на помощь приходит наставник, целью которого является раскрыть его индивидуальные педагогические особенности, повысить профессиональное мастерство, сформировать потребность в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании. 

Кто такой наставник?  Под наставничеством понимается универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, ценностей через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве. То есть, наставник – это человек, который вкладывает в другого свою душу, который отдает частичку себя, который интересен, иобщение, с которым приносит пользу.  

  Педагог - наставник – творческийчеловек с активной жизненной позицией, неравнодушный к своей работе, к судьбам своих подопечных, молодых педагогов. Он постоянно находится в поиске, следит за новинками в образовании, принимает участие в конкурсах педагогического мастерства, так как они, бесспорно, способствуют профессиональному и личностному росту.  Это человек, способный анализировать свою работу, делиться опытом и перенимать опыт коллег, педагог, который стремится, а главное, умеет выслушать оценку своей работы более компетентными людьми. Педагог-наставник не останавливается на достигнутом, всегда стремится к большему. 

Но и наставник получает от подопечного не меньше.    Молодые педагоги школ являются катализатором, источником творчества, новых идей, что позволяет быть не просто педагогом-наставником, а исследователем в поиске новых проектов, которые помогут создать условия для профессионального роста и становления педагогов.    Процесс наставничества имеет обоюдный положительный результат. Наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения, а молодой специалист получает от наставника знания, повышает свой профессиональный уровень, учится выстраивать конструктивные отношения.      

Оптимальным вариантом является партнерское наставничество: «равный – равному»

1. Наставник помогает партнеру в улучшении выполнения работы, выстраивании рабочих отношений и повышении личной удовлетворенности работой;

2. Эффективный наставник слушает, собирает информацию, обеспечивает честную и конструктивную обратную связь, создает видение перемен и мотивирует партнера к действиям;

3. Наставник помогает партнеру отслеживать прогресс в достижении конкретных карьерных целей.

             Наставник должен быть готов к тому, что если он вложит душу в своего подопечного и постарается передать весь накопленный опыт, то талантливый молодой специалист, в скором будущем, может достичь в своей профессиональной деятельности гораздо больших высот, чем его учитель.  Но самое главное –останется работать в школе!

Материалы

Видео

© 2020. МБОУ "СОШ №55"